Россия встретила самый древний христианский праздник

19 января (6 января по старому стилю) православные христиане празднуют день Крещения Господня. Праздник Крещения, как и праздник Пасхи, является самым древним христианским праздником.

Накануне, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения воды в московском храме Христа Спасителя. А сегодня это повторится уже в Богоявленском кафедральном соборе. Поздравив в понедельник паству с праздником, он разъяснил его смысл: с пришествием в мир Христа была передана сила, именуемая благодатью Божьей. «Освящается вода, на которую сходит эта благодать и обретает совершенно особенные свойства — свойства спасать человека от грехов, от болезней и от многих тяжелых жизненных обстоятельств», — приводит ТАСС слова предстоятеля РПЦ.

«Мы окропляемся святой водой, мы окропляем ей свое жилище, мы вкушаем воду с благоговением и верим и знаем, что через это физическое вещество сам Бог своей энергией и силой прикасается к нашей жизни», — сказал патриарх Кирилл. Он отметил, что «Господь как бы вплетает в ткань нашей повседневной жизни божественное, чтобы мы таким образом ощутили его присутствие в самых, может быть, сложных обстоятельствах своей жизни».

Православные верят, что в праздник Крещения даже водопроводная вода освящается, так как в этот день читаются особые молитвы «на освящение всякого водного естества».

Великое освящение воды во всех храмах РПЦ совершается только два раза в году — в Крещенский сочельник и в день самого праздника. На Крещение после богослужения священнослужители многих храмов освящают и близлежащие источники — озера, реки, пруды.

Ежегодно в Крещенский сочельник у храмов выстраиваются длинные очереди верующих, которые приходят запастись крещенской водой на целый год. Ее пьют понемногу утром натощак. Ею освящают дома и рабочие помещения.

Об истории праздника

Иисус Христос до тридцатилетнего возраста жил со Своей Матерью в небольшом городке Назарете, помогая престарелому отчиму Иосифу в плотнической работе.

Иисус почти ничем Себя не проявлял как мессия, и люди считали его одним из детей Иосифа. Когда пришло время Ему начать Свое общественное служение, Бог в особом видении повелел пророку Иоанну Крестителю, жившему в пустыне, выступить со всенародной проповедью покаяния и крестить в реке Иордан всех кающихся в знак их желания очиститься от грехов.

Иоанн был сыном священника Захарии (из рода Аарона) и праведной Елизаветы (из рода царя Давида). Само рождение Иоанна Крестителя было чудесным. Всю жизнь Елизавета и муж ее священник Захария провели в молитвах к Богу о даровании им чада. И только когда благочестивые родители были уже в весьма преклонных летах, у них, наконец, родился сын, которого они просили в молитвах. Иоанн родился на шесть месяцев раньше Иисуса Христа.

Место, где пророк Иоанн начал служение, называлось пустыней Иудейской, расположенной на западном побережье Иордана и Мертвого моря. Евангелисты называют Иоанна Крестителя гласом вопиющего в пустыне, потому что он громко взывал к людям: «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте Его путь», — призывая всех людей к покаянию. Откликнувшихся на этот призыв Иоанн крестил, по словам евангелиста Луки, «крещением покаяния для прощения грехов». Это не было еще христианское крещение, а лишь погружение в воду как символ того, что кающийся желает очиститься от грехов, подобно воде, очищающей его от телесной нечистоты.

Иоанн Креститель был строгим подвижником, носившим грубую одежду из верблюжьего волоса и питавшийся акридами (род саранчи) и диким медом. Он представлял собой противоположность современным ему наставникам иудейского народа, а проповедь его о приближении Мессии, прихода которого столь многие ожидали, привлекла всеобщее внимание. Иудейский историк Иосиф Флавий свидетельствует, что «народ, восхищенный учением Иоанна, стекался к нему в великом множестве».

Тогда же среди прочего народа к Иоанну пришел и Иисус Христос из Назарета Галилейского, чтобы креститься от него. Иоанн никогда до этого не встречался с Иисусом и потому не знал, кто Он. Но когда Иисус подошел к нему для крещения, то Иоанн как пророк ощутил Его святость, безгрешность и превосходство над собой, поэтому он в недоумении возразил: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» — «Так надлежит нам исполнить всякую правду», — кротко ответил Иисус Христос. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а будущим христианам дал пример послушания воле Божией и смирения.

Крестившись, Иисус, по словам евангелиста, молился о том, чтобы Бог благословил начало Его служения. В этот момент «отверзлись» небеса, и Иоанн Креститель увидел Духа Божия, который в виде голубя снизошел на Иисуса. Голубя увидел и народ, поскольку цель этого чуда была явить людям Сына Божия в никому неизвестном Иисусе Христе. При этом все услышали слова Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Они указывали Иоанну Крестителю и присутствующему народу на Божественное достоинство крестившегося Иисуса Христа. Эти слова были ответом Бога Отца на молитву Его Сына о благословении на подвиг спасения человечества.

Крещение Господне православная церковь называет Богоявлением, потому что Иисус Христос после крещения показал Себя миру как Спаситель и Мессия. В этом событии была явлена людям Святая Троица: Бог Отец — голосом с неба, Бог Сын — крещением от Иоанна в Иордане, Бог Дух Святой — снизошедшим на Иисуса Христа голубем.

Для христианина таинство Крещения — это дверь в Царство света. «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», — поется на праздничной службе. Это означает: кто крещен во Христа, тот и облачен в одежды Христовой праведности и, уподобляясь Ему, становится участником Его святости. Сила крещения заключается в том, что крещеный получает способность и силу любить Бога и своих ближних. Эта христианская любовь влечет христианина к праведной жизни и помогает ему преодолевать грехи.

Начало праздника Богоявления восходит к апостольским временам. О нем упоминается в Апостольских постановлениях.

До V века было принято вспоминать рождение и крещение Иисуса Христа в один день — 6 января — и назывался этот праздник Богоявлением. Затем празднество Рождества Христова было перенесено на 25 декабря (по юлианскому календарю, или старому стилю). Так было положено начало святкам, заканчивающимся Навечерием, или Сочельником праздника Крещения. Слово «навечерие» означает преддверие церковного торжества, а второе название «сочельник» (сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с медом и изюмом — сочиво.

Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, церковь установила после святок однодневный пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, которая не является обязательной, но настолько удобна, что вошла в традицию повсеместно. Меру поста верующие определяют индивидуально и по силам. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после литургии (богослужения) утром и первого причащения крещенской воды.

В сочельник после литургии в храмах совершается великое освящение воды. Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, которое стало не только образом очищения от грехов, но и действительным освящением самой материи (естества) воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется Агиасмой или крещенской водой.

Под влиянием Иерусалимского устава, с XI–XII веков водоосвящение происходит два раза — и в Крещенский сочельник, и в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.

В древней церкви это было связано с тем, что накануне праздника совершалось крещение оглашенных (принявших и усвоивших христианское вероучение). Ради этого таинства и совершалось первое великое водосвятие. Разница между первым и вторым освящением в том, что в Навечерие Богоявления водосвятие совершалось в храмах, где крестились оглашенные, а в день праздника Богоявления христиане шли на реку Иордан.

В первые века (включая IV и V столетия) великое водоосвящение происходило только в Иерусалимской Церкви, где было обыкновение выходить на реку Иордан к тому месту, где принял крещение Иисус Христос. Позже стали устраивать «Иордань» и в других местах, где были реки или озера.

Христос крестился и освятил естество вод, и поэтому крещенскую воду приносят домой и хранят весь год. И эта вода не портится и иногда два, и три года остается свежей и неповрежденной.

Крещенские традиции в России

В Русской православной церкви и народе сложилось такое отношение к богоявленской воде, что ее принимают только натощак как великую святыню. Ее употребляют для окропления храмов и жилищ, при молитвах на изгнание злого духа, а также в качестве лекарства от болезней.

По русской традиции, праздник сопровождается крестным ходом к крещенской проруби, называемой «Иордань» и массовыми купаниями в ней (в таких православных странах, как Греция и Болгария, существует традиция крещенских купаний в море). Так проявляется выражение праздничного ликования. Патриарх Кирилл в один из прошлых праздников выразил поддержку смельчакам, но заметил, что нужно относиться к таким погружениям с благоговением. Окунаясь в купель, следует помнить, сказал он, что «это не развлечение, … не часть фольклора, а это участие в Таинстве соприкосновения со святыней».

Перед принятием решения окунуться, священники советуют проконсультироваться с врачом. При заболеваниях сердечно-сосудистой или периферической нервной системы такие экстремальные «процедуры» противопоказаны. Да и окунаться советуют не более, чем на 10-15 секунд.

Всего по России будет оборудовано около 3,5 тысячи мест для крещенских купаний, безопасность на которых обеспечат более восьми тысяч сотрудников МЧС. Больше всего таких мест — в Центральном (1047) и Приволжском округах (796), а также около 60 в Москве и 200 — в области. Врачи и спасатели просят не окунаться в тех местах, где не будут дежурить сотрудники МЧС и машины скорой помощи, сообщает ТАСС.

Окунание в ледяные проруби не является обязательным для церковной традиции. «Организм, тело — это сосуд души, и его, конечно, следует беречь. И поэтому люди, которые никогда не моржевали, не окунались в ледяные проруби, могут навредить себе, может начаться, например, воспаление легких или возникнуть острая аритмия», — рассказал агентству священник, врач общей практики Игорь Блинов. Он отметил, что только подготовленные люди продолжают древнюю традицию, подражая крещению в водах реки Иордан Иисуса Христа.

«Самое главное при этом не погружение в воду и омовение тела, а очищение сердца и совести через приобщение освященной воды, называемой Великой агиасмой (святыней), а также участие в таинствах исповеди и причастия, совершающихся накануне и в сам праздник», — подчеркнул клирик.

Он отметил, что Христос крестился в водах Иордана в других условиях: температура воды была значительно выше той, что в это время бывает в наших широтах.

Протоиерей Алексей Уминский: Массовые купания на Крещение не приводят человека в Церковь

Традиция погружения в крещенские купели — «иордани» — на праздник Богоявления не имеет отношения к церковной традиции, не приближает человека к Церкви и является одним из проявлений человеческой тяги к экстриму. Об этом заявил в понедельник МИА «Россия сегодня» настоятель московского храма Святой Троицы в Хохлах протоиерей Алексей Уминский.

«Я не думаю, что сегодняшние массовые купания сильно приближают человека к традиции и к Церкви — это такой способ экстрима, в нашей русской крови живущий, желание испытать какое-то новое чувство, новый опыт. К сожалению, это стало настолько массовым явлением, что уже все считают, что на Крещение обязательно нужно искупаться… Кто-то думает, что если он окунется в прорубь, то и грехи ему простятся, и желание исполнится, и что-то ему будет дано от Бога… Все это не имеет ни малейшего отношения ни к смыслу водосвятия, ни к самому празднику Крещения Господня», — приводит РИА «Новости» слова священника.

Он подчеркнул, что подобного обычая никогда не существовало не только в церковной практике, но и в народной жизни он не был широко распространен. «Эта традиция… существовала в какие-то прошлые времена, но никогда не была важной… Людям кажется, что они исполняют старинный русский обычай, но ведь это явление культуры XIX века, не очень сильно распространенное даже тогда», — считает Уминский. 

Он привел в пример «Настольную книгу священнослужителя» известного русского философа и богослова протоиерея Сергия Булгакова, в которой  обычай погружаться на Крещение в воду «порицается как скорее языческий, нежели христианский».

«Люди регулярно приходят окунуться в крещенскую купель, но никто из них потом до храма не доходит», — поделился наблюдениями представитель РПЦ. Он убежден, что «крещенские купания» являются «новорусской новизной»,  никаким образом не засвидетельствованной «ни в нашем богослужении, ни в наших уставах, ни в нашей церковной истории».

«Церковь об этом как о чем-то необходимом для христиан ничего не говорит», — заключил протоиерей Алексей Уминский.