Пекин обвиняет Далай-ламу в непочтительном отношении к буддизму

Председатель комитета по этническим и религиозным вопросам парламента КНР Чжу Вэйцюнь обвинил Далай-ламу XIV в непочтительном отношении к буддизму и к верующим. Поводом для этих обвинений послужили прозвучавшие ранее высказывания духовного лидера Тибета по поводу того, что он может больше не перевоплотиться или инкарнироваться в женщине.

Чжу Вэйцюнь считает, что, делая такие заявления, Далай-лама обманывает верующих, хотя должен с уважением относиться к традиционным представлениям тибетского буддизма, согласно которым после смерти душа Далай-ламы должна вновь воплотиться, сообщает Reuters.

Напомним, что осенью прошлого года духовный лидер Тибета в интервью BBC в очередной раз заявил, что может вновь появиться на свет после смерти в женском теле, и при этом сделал еще одно уточнение, которое привлекло внимание не только буддистов, но и СМИ и касалось вопроса привлекательности.

«Женщина в биологическом плане обладает большим потенциалом для демонстрации любви и сострадания. Но если моим преемником будет женщина, то ее лицо должно быть очень привлекательным», — сказал тогда Далай-лама. Как писала тогда итальянская газета Corriere della Sera, услышавший эти слова журналист не поверил своим ушам и спросил, не шутит ли тибетский лидер. «Я говорю серьезно», — ответил Далай-лама.

Действительно, он неоднократно высказывался по женскому вопросу и даже называл себя «феминистом». «Позволим женским ценностям прийти в наше общество, чтобы ментальность людей изменилась. Это необходимо для строительства прочного мира и будущего человечества. Следующей будет эра женщин», — говорил Далай-лама.

Замглавы Союза итальянских буддистов Мария Анджела Фала, правда, решила уточнить слова буддийского лидера по поводу привлекательности: «Далай-лама использовал слово «привлекательное», а не «красивое». Привлекательность проявляется не только во внешности, но и в других качествах человека. Здесь не идет речь о мисс Италия, а о женском лице, привлекающем своим состраданием».

Взгляды Далай-ламы разделяют не все религиозные деятели. Причем среди несогласных есть и женщины. Женщина-пастор, представляющая евангелическую церковь в Милане, Дороти Мак считает его заявление ошибочным. Она полагает, что речь в очередной раз идет о том, что женщина должна соответствовать еще одному требованию, чтобы достичь цели, квалификации, места. А по словам лидера группы Soka Gakkai Мануэлы Гандини, практикующей японский буддизм, Далай-лама просто пошутил: «Чувство юмора — важный принцип в буддизме. У него есть чувство юмора, и он знает, что подобная фраза может заставить мир заговорить».

Восемь лет назад Далай-лама в интервью журналу Vanity Fair заявил, что, если женская природа воплощения будет полезнее, он родится женщиной. При этом он отметил, что такой вопрос ему задается очень часто и задают его представительницы прекрасного пола.

По мнению Далай-ламы, женская реинкарнация — более высокая ступень, но лишь при условии, что она более полезна. И не потому, что «женщина — это красиво», а потому, что в этом мире страха и злоупотребления властью может оказаться более полезным, если слова о терпимости и мире будут исходить из уст женщины. Причем, как говорил тогда Далай-лама, на эту роль могла бы подойти не только жительница Тибета, но и какая-нибудь очаровательная голубоглазая блондинка из Европы, сообщала, приводя мысли буддийского лидера, «Российская газета».

Кстати, говоря о будущих реинкарнациях, Далай-лама говорил еще и о том, что искать ее надо будет не в Тибете, находящемся под контролем китайского правительства, а «в свободном мире». Он предлагал также иные варианты преемничества: выборы из числа авторитетных лам, как это, например, происходит в православии или католичестве, либо назначение преемника еще живущим Далай-ламой.

Такие нюансы, естественно, не могли остаться без внимания Пекина, считающего своего оппонента опасным сепаратистом.

Согласно традиции, Далай-лама — земное воплощение Бодхисатвы милосердия Авалокитешвары. По буддийскому учению о реинкарнации (перевоплощении души живого существа после его смерти в новый телесный облик), душа первого Далай-ламы последовательно воплощается в каждом из его преемников. Поиск очередного воплощения ведется по характерным признакам, известным только посвященным. Поиск ведется среди мальчиков, родившихся спустя 49 дней, но не более чем через два года после смерти Далай-ламы. После обнаружения и идентификации признаков этого воплощения у нескольких кандидатов из их числа избирается новый Далай-лама.

Официальный Пекин категорично высказывается против возможных нововведений. В КНР даже существует специальное законодательство, согласно которому все реинкарнации «живых Будд» подлежат одобрению властей. Любой лама, не утвержденный правительственными органами, оказывается вне закона. Китайские власти таким образом подтверждают исторический порядок, введенный в XVII веке во времена правления династии Цин.