Математика дается не всем

Чем ближе ЕГЭ, ЗНО, ГИА, тем больше приходится учить и запоминать. При этом надо запомнить много разнообразной информации за короткий срок. Как эффективно подготовиться к испытанию?

Несколько слов о процессе запоминания и о памяти. Объем человеческой памяти огромен. Учитывая, что человек использует от 2 до 10% ее потенциала, трудно даже представить ее возможности. При этом часто люди жалуются на «плохую память». Это что же получается? Память почти не заполнена, а нужный файл найти трудно.

Ученые доказали, что в памяти хранится вся информация, которую человек воспринимал в течение жизни. Под гипнозом люди в состоянии вспомнить события и факты, которые были «забыты». Значит, информация хранится, но доступ к ней ограничен.

Что это дает ученику? Как использовать эту особенность своего мозга, чтобы подготовиться и сдать тесты?

Ученик посещал школу 9 – 11 лет. Присутствовал на уроке, слышал объяснения учителя и ответы учеников, делал домашние задания и писал контрольные работы. Вся эта информация хранится в голове, но доступ к ней закрыт. Он не знает где эта информация и как к ней подобраться. Чтобы решить эту проблему, надо указать путь поиска и вывести данные на монитор. Для этого надо установить связи, проложить путь для новой информации. Чем лучше этот путь, тем легче добраться до нужной информации. Но как проложить этот путь? Самый простой способ – воспользоваться уже имеющейся дорогой, т. е. информацией, которая вам доступна, только новые сведения расширят ее.

Например. В школьном курсе алгебры изучаются решения уравнений. Ученик решает задачу по геометрии. В результате решения задачи получаем уравнение. Ученик в недоумении: что делать с получившимся выражением? Если он видит в нем уравнение, то задача становится легко решаемой. Если подсказать хотя бы направление поиска, то задача тоже решится. Почему возникла проблема? Потому что уравнения проходили по алгебре и вся информация о них хранится в ячейке «Алгебра». Как только находится нужная ячейка, все сразу становится понятным. Что произошло в результате? Мы создали новую связь, или проложили новый путь к информации. Теперь ученик сможет им воспользоваться. Следующие задачи будут решаться легче, ведь путь поиска решения есть. Чем больше решается разных задач, тем больше связей образуется в памяти и легче найти к ним путь.

Новые знания легче усваиваются и применяются к решению задач, если есть какая-то база. Для примера рассмотрим решение квадратных неравенств. К моменту начала их решения, уже знакомо решение квадратный уравнений, график квадратичной функции, решение линейных неравенств… Так что запоминать в теме особо ничего не надо. Достаточно связать уже имеющиеся знания и применить полученные ранее навыки к решению новых задач. Иначе говоря, создать новые пути для поиска нужной ячейки.

Ужас многих школьников – тригонометрия. Ее элементы появляются на уроках геометрии в 8 классе. К окончанию школы, к моменту поступления в вуз, количество формул, которые надо помнить повергает большинство в ужас: «Я это никогда не запомню!» На самом деле это реально сделать, если найти в них определенную закономерность. Причем каждый найдет свои способы запомнить. Например, основное тригонометрическое тождество – это ни что иное как теорема Пифагора. Кстати, при помощи этой теоремы можно решить большую часть школьных задач по геометрии.

Еще одна тема, которая вызывает много проблем — логарифмы. Здесь без логики не обойтись. Правила действий с логарифмами такие же как со степенями. Если вы хорошо знаете, как складывать, умножать и делить выражения в степени, то с логарифмами учить ничего не придется. Вообще в математике приходится зубрить только то, чего не понимаешь.

Как же готовиться к тестированию по математике? Для начала сделайте тренировочный тест по математике из предыдущих лет. Лучше 2 или 3. Не все вопросы программы входят в тесты каждый год. Это позволит вам определить пробелы в знаниях. На эти вопросы запланируйте больше времени при подготовке. Распланируйте свою подготовку так, чтобы пройти все темы программы. Не пропускайте тему, даже если вы считаете, что знаете ее достаточно. Помните, что вам надо установить в мозгу прочные связи. В процессе подготовки следите за логикой вопросов и тем: откуда что следует, на какие известные знания опираются новые факты. Это позволяет выстраивать в памяти логические цепочки. Если они достаточно крепкие, то вероятность что-то забыть в ответственный момент значительно снижается. И даже если это произойдет, вы сможете легко восстановить утраченное звено.