Глава ВВС Польши был в кабине самолета Качиньского и давил на пилотов, а кое-кто пил пиво, показала новая расшифровка записей

Главнокомандующий ВВС Польши Анджей Бласик до самого момента катастрофы находился в кабине Ту-154М, которым летел президент Польши Лех Качиньский, и оказывал давление на пилотов. Это следует из расшифровки новых фрагментов записей из кабины самолета, которую сделали польские эксперты. Также выяснилось, что во время полета в кабине президентского борта кто-то пил пиво.

Стенограмма расшифрованных фрагментов опубликовала радиостанция RMF FM, отметив, что тех, кто следит за расследованием смоленской трагедии, ждет настоящий шок.

Эксперты, работавшие с записью в варшавской военной прокуратуре, говорят, что им удалось разобрать на треть больше реплик, чем во время предыдущих попыток установить истину. Кроме того, теперь не остается никаких сомнений — до последней минуты в кабине президентского самолета находился посторонний, командующий ВВС Польши Анджей Бласик. Он требовал от пилотов идти до конца и попробовать совершить посадку в сложных условиях, а также проигнорировал требования членов экипажа занять свое место.

За последние 20 минут полета президентского Ту в кабине не менее семи раз пытались добиться установления тишины — от простого «Ш-ш-ш!» и «Тихо!» до «Оставьте меня в покое!» и «Пожалуйста, прекратите», которые прозвучали за 2,5 минуты до крушения самолета.

Эксперты полагают, что именно генерал Бласик говорил пилотам: «Это факт, мы должны сделать это и идти до конца». А когда самолет был уже в 300 метрах над землей, успокаивал пилота — «Поместишься, смелей». Кроме того, из расшифровки новых фрагментов видно, что за 15 минут до крушения пилот предлагал уйти на запасной аэродром в Минске или Витебске, а затем, обращаясь к третьему лицу, пояснял: «Вернемся».

А за полчаса до крушения микрофоны зафиксировали разговор, во время которого кто-то из членов экипажа говорит о распитии пива. В кабине самолета звучит фраза «Что это?» и ответ на нее — «Пиво, вы не пьете?» Спустя две минуты стюардесса спрашивает кого-то: «Ты пьешь?» Собеседник отвечает протяжным «Да-а-а».

Как отмечает польская пресса, новые данные ставят под сомнение надежность выводов экспертов, работавших с записями разговоров в кабине Ту-154М ранее. Все предыдущие исследования были основаны на идентичных копиях записи, полученной в Москве из регистратора MARS. Записи были неудовлетворительного качества, поскольку диктофон использовался с настройками, не соответствующими указаниям изготовителя. Неправильно выбранная частота дискретизации сделала записи речи слишком шумными, узкополосный фильтр не позволял разобрать некоторые звуки, в том числе ряд часто употребляемых согласных.

Эксперты также опровергли ранее высказанные предположения, что магнитофонная запись включает в себя разговоры, которые произошли на расстоянии до пяти метров от входа в кабину. Новое исследование показало — при активированной авионике неразборчивыми становятся даже слова, произнесенные в пределах одного метра от входа в кабину. И если кто-то не являлся членом экипажа, его разговоров не должно быть на записи, потому что место такого человека — в салоне, а не в кабине.

Результаты, полученные военными прокурорами, настолько противоречат выводам Краковского института судебных органов и Центральной судебно-медицинской лаборатории польской полиции, что от этих учреждений вполне можно ожидать попыток защитить себя от обвинений в непрофессионализме, отмечают журналисты.

В комментарии польскому новостному телеканалу TVN24 Адам Хоффман, польский оппозиционный политик, обращает внимание на тот факт, что сенсационные данные появились за пару дней до пятой годовщины смоленской катастрофы. По его мнению, это целенаправленный вброс. «Это еще одна попытка вернуться к первоначальной российской версии о давлении на пилотов со стороны пьяного генерала Бласика. Это ужасно уродливо», — заявил он.

Трагедия произошла под Смоленском 10 апреля 2010 года. В результате погибли все 97 человек, находившиеся на борту, в том числе президент Польши Лех Качиньский. Межгосударственный авиационный комитет (МАК) в январе 2011 года обнародовал окончательный отчет о результатах технического расследования, согласно которому непосредственной причиной крушения признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами — недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.

Несмотря на это, расследование причин крушения продолжалось как в Польше, так и в России. После авиакатастрофы прокуратура Польши возбудила дело по факту возможного невыполнения служебных обязанностей чиновниками из канцелярии президента, премьера, МИДа, Министерства обороны, польского посольства в Москве. Сотрудники этих учреждений и ведомств участвовали в подготовке полетов правительственных делегаций в Смоленск 7 апреля, когда на местном аэродроме приземлилась делегация во главе с премьер-министром Дональдом Туском, и 10 апреля 2010 года, когда самолет с президентом Лехом Качиньским на борту разбился при заходе на посадку.

В ноябре 2014 года было объявлено, что польская прокуратура завершила расследование дела о крушении президентского самолета, закрыв дело «в связи с отсутствием признаков преступления». Однако затем дело открыли, чтобы повторно расшифровать переговоры пилотов с диспетчерами с помощью нового оборудования и программ. В марте 2015 года польская военная прокуратура предъявила обвинения двум российским авиадиспетчерам. Один из них обвиняется в создании ситуации прямой опасности в воздухе, другой — в неумышленном доведении до катастрофы. При этом прокуроры признали, что главной причиной крушения стали все же действия экипажа. Пилоты пошли на снижение самолета ниже минимальной допустимой для этого высоты. В условиях плохой видимости из-за тумана они не имели права снижаться на высоту менее 120 метров.